В рамках плана восстановления работы отечественной гостиничной отрасли первыми из карантина могут выйти отели с медицинскими лицензиями. Эксперты рассказали, какие объекты попадают под это определение, сколько их в стране и что это будет означать для туристов.

Ростуризм предлагает в рамках поэтапного снятия карантинных ограничений в гостиничной отрасли в первую очередь открыть объекты размещения, имеющие медицинские лицензии. Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявила глава ведомства Зарина Догузова.

Ростуризм договорился с Роспотребнадзором, что составит свой план для восстановления отрасли, поскольку в агентстве «чувствуют рынок, знают, что там происходит и ежедневно общаются с рестораторами и отельерами».

«В подготовке плана Ростуризм учитывает и интересы бизнеса, и безопасность туристов», – подчеркнула г-жа Догузова. По ее словам, конкретные даты открытия отелей будут зависеть от санитарно-эпидемиологической обстановки в стране.

ОТ КАБИНЕТА ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ДО МНОГОПРОФИЛЬНОГО МЕДЦЕНТРА

Эксперты туристической отрасли оценили перспективу «камбэка» отельного сектора и рассказали о форматах работы отелей, у которых есть медицинская лицензия.

Как рассказал Михаил Данилов, медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ), во-первых, это гостиницы, которые получают медицинскую лицензию на кабинет первой доврачебной помощи.

«Формально это медицинская лицензия, но объём обслуживания – только реагирование на какие-то случаи плохого самочувствия отдыхающих», - поясняет эксперт.

Во-вторых, нередко при отелях, как правило, крупных, открываются небольшие курортные клиники или поликлиники. Реже отели организуют многопрофильные медицинские центры, предоставляющие разные по объему и составу медицинские услуги и консультации врачей различных профилей.

При этом в таких учреждениях часто развернуты физиотерапевтические отделения, которые по составу услуг мало чем отличаются от современного санатория – бальнеология, грязелечение, массаж, электрофизиотерапия и др.

ЗАЧЕМ ОТЕЛЮ МЕДИЦИНСКАЯ ЛИЦЕНЗИЯ

Как поясняет г-н Данилов, медлицензия дает отелю повышенную привлекательность с точки зрения медицинских и оздоровительных услуг, но подобный сервис доступен только крупным объектам.

«Если это изначально не заложено в концепцию отеля, то развертывание клиники может способствовать повышению заполняемости в низкий сезон. То есть, если в высокий сезон в таком отеле первичный спрос – это пляжный отдых, релаксация, то медуслуга рассматривается гостями как вторичная и при необходимости докупается или потребляется определенным типом клиентов. В низкий же сезон у такого отеля появляется больше возможностей за счет дифференциации продукта – предложения лечебной и оздоровительной составляющей», – говорит он.

Г-н Данилов обращает внимание на принципиальное отличие отеля с медлицензией от санатория. Так, отель продает отдельно гостиничные услуги, то есть размещение, а медицинские услуги гость может приобрести фактически в расположенной на территории отеля клинике.

Санаторий же предлагает услугу санаторно-курортного лечения, которая оказывается по санаторно-курортной путевке и закрывается специальным договором. В эту путевку входит и лечение, и диетическое питание, и размещение в номерах соответствующей категории.

«Это создаёт разницу в налогообложении. Услуги гостиницы НДС облагаются, а медицинские –нет. Но когда продается путевка на санаторно-курортное лечение, то НДС не облагается уже весь комплекс услуг: и лечение, и диетическое питание, и проживание», – отмечает он.

ОТЕЛИ С МЕДИЦИНСКОЙ ЛИЦЕНЗИЙ НА КУРОРТАХ КРЫМА И КУБАНИ

По оценке Михаила Данилова, действительно качественных отелей с медицинской лицензией в РФ (исключая санатории) не так уж и много: не более 2-3%. Есть подобные объекты размещения в Краснодарском крае и Крыму. Так, в Сочи это отели «АКВАЛОО», «Bridge Resort», а также отель «Имеретинский».

В Крыму среди комбинированных форматов «отель с медлицензией и санаторий», когда санаторная услуга добирается дополнительно, выделяются отели «Porto Mare», «Пальмира Палас» и «Mriya Resort &Spa».

«По сути они являются и санаториями, и отелями, развернувшими на своих территориях медицинские отделения», - уточняет Михаил Данилов.

В качестве примера отеля с курортной клиникой эксперт называет Azimut Отель Прометей (Туапсе, Небуг), а объекта, который фактически является санаторием, бальнеологический отель Rosa Springs (Сочи).

ТАКТИКА И ПРАКТИКА

По оценке туроператоров, большинство отелей на курортах Краснодарского края или Крыма в рамках своей медлицензии чаще всего открывают доврачебный, массажный, стоматологический или косметологический кабинет, SPA-комплекс с оказанием косметологических услуг.

Как отмечают представители туроператора «Мультитур», это расширяет как спектр предоставляемых услуг, так и увеличивает доходы гостиниц.

Как считает Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин», дальше указанного набора услуг отели «не идут», и медицинский персонал в случае необходимости не сможет отвечать за обеспечение эпидемиологического благополучия всего отеля.

«В основном действие этих лицензий ограничено функционированием стоматологического кабинета или кабинета аппаратной косметологии. Соответственно, компетенция медицинского персонала, который работает в подобных кабинетах, несколько ограничена», – говорит он.

С такой оценкой ситуации согласны и эксперты «Мультитура». «Оказание первой медицинской помощи в таких отелях является первостепенным фактором в экстренных ситуациях, пока не приехала скорая, но не более того», – подчеркивают в «Мультитур».

По мнению Сергей Ромашкина, в текущей ситуации важно просто с «чего-то начать», чтобы на примере ряда объектов отработать все рекомендации компетентных служб.

«С точки зрения тактики перезапуск гостиничной отрасли с объектов, у которых есть медлицензия, понятен. Однако на практике этот ход ничего не дает. Но надо с чего-то начинать, чтобы запустить процесс открытия отелей», – подчеркивает эксперт.

Источник: АТОР